Что делать, если ребенок не хочет читать?

Что делать, если ребенок не хочет читать?

Современные дети предпочитают гаджеты книге. И это можно понять. Видеоигры и мультфильмы предоставляют для ознакомления уже готовую картинку. Не нужно представлять место, где разворачиваются события и героев, ведь экран за нас уже сделал эту работу. Детское воображение и фантазия не включаются. Мозг ребёнка не получает необходимой для развития нагрузки.

Научить ребёнка любить литературу и уметь наслаждаться чтением – одна из важнейших задач правильно воспитания. Человек воспитанный на книгах, имеет широкий кругозор, может ясно и ярко изложить свою мысль и легко увлечь собеседника. Такой человек никогда не станет скучать в одиночестве.

Есть ли у вашего ребенка мотивация читать книги? Как это проверить?

Ниже приведены 3 признака, которые указывают на то, что ребенок заинтересован в книгах и понимает, что чтение может доставлять удовольствие:

  • Ребенку нравится искать и находить знакомые буквы везде.
  • Ребенок притворяется, что читает или пишет.
  • Ребенок часто просит, чтобы ему почитали вслух.

Если у ребенка нет внутреннего желания читать, то научить его будет довольно сложно. Но можно!

Как же замотивировать ребёнка к чтению?

Вот некоторые интересные и эффективные приёмы:

  • Окружить детей яркими интересными качественными книгами по возрасту. Чтобы у ребёнка был выбор. Так можно понять склонность ребёнка к тем или иным знаниям, поддерживать и развивать их.
  • Заражение. Если в семье жадно и с наслаждением читают, покупают новую литературу, обсуждают её после прочтения, то ребёнок также потянется к книжке, копируя родителей.
  • Чтение вслух с самого раннего возраста. Читайте ребёнку то, что интересно вам самим и ему, рассматривайте вместе виммельбухи, изучайте книги с тактильными и двигательными элементами, с окошками или звуками.
  • Читайте одно и то же. Ребёнок будет рад закончить сам знакомое предложение и рифму, по памяти рассказать часть истории.
  • Посетите библиотеку. Современные библиотеки заполнены красочными детскими книгами и журналами.
  • Создать личную библиотеку малыша и уютное местечко для чтения, где он может уединиться с книгой и ничто другое не будет отвлекать его внимание. Можно даже подарить налобный фонарик, чтобы сделать чтение еще более увлекательным.
  • Менять обстановку тоже полезно. В хорошую погоду можно почитать на веранде, балконе или в парке.
  • Учить ребёнка сочинять истории и разыгрывать сценки. Сочиняйте вместе с ним. Это очень хорошо развивает творческое воображение. В будущем дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем они могут придумать сами – они потянутся к книгам.
  • Учить с ребёнком стихи. Заученный, понятый, пересказанный текст – это единица чтения для малыша. Эти упражнения помогают сформировать устную речь и развить умение связно изложить свою мысль. Дети, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не умеют ясно выражать свои мысли.
  • Необходимо найти удобное время для чтения. Если у ребёнка плотное расписание, то чтение, например, между гимнастикой и музыкой может стать неприятным очередным занятием, ребёнок в это время и так утомлён.
  • «На самом интересном месте». Заинтригуйте ребёнка, прервавшись на самом интересном месте суперувлекательной книги, сославшись на «срочные дела». Если ребёнок захочет узнать, что было дальше, он возьмёт в руки книгу. И в этот момент его можно похвалить и предложить читать по очереди, по строчке.
  • Чтение по очереди или по ролям.
  • Чтение для младшего брата или сестры.
  • Используйте аудиокниги в дороге.
  • Вместе прочитайте книгу, а затем посмотрите фильм.
  • Оформите подписку на журналы. Найдите тему, которая действительно интересна

Что ни в коем случае нельзя делать?

  • Насильно заставлять ежедневно читать определенное количество страниц, самостоятельно выбирая книги. В итоге книги будут ассоциироваться с негативными эмоциями. Или со страхом наказания, если он не выполнит требование родителей.
  • Наказывать ребёнка книгой.
  • Разрешать малышу играть в компьютерные игры после чтения. Это будет его мотивацией, но из прочитанного он не усвоит ничего, так как поскорее захочет закончить нудное занятие и идти играть.
  • Пытаться научить ребёнка как можно раньше и как можно быстрее читать быстро и чисто. В будущем это также может привести к формированию негативного отношения к литературе.
  • Чтение не по возрасту. Не может малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать сказки.
  • Не сравнивайте ребёнка. Например, «Маша уже прочла 5 книг, а ты ни одной».

Как закрепить результат, когда малыш начал с удовольствием читать?

Это как соблюдение режима дня – формирование привычки. Чтобы книги больше не вызывали отторжения, важно читать их ежедневно, хотя бы по 20-30 минут. Чтобы мозг ребёнка всегда оставался в тонусе, даже в период длинных летних каникул. Тогда и новый учебный год будет гораздо легче начать.

Каждый ребенок индивидуален. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Выбирайте и применяйте из всего разнообразия методов те, которые подходят именно Вашему ребёнку!

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку