Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка

Игры – это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Существует большое количество детских игр, но наиболее развивающим эффектом обладают именно сюжетные игры. В сюжетных играх всё условно и «понарошку». Благодаря этому ребёнок преодолевает страх, неприязнь, стеснение, взамен получая внутренний эмоциональный комфорт. Он учится управлять собой и своими эмоциями через придуманную ситуацию, тем самым приобретая способность реализовывать свои намерения в реальной жизни.


Развивающие игры для детей


В чем заключается польза таких игр?

  • Развитие творчества и воображения. Дети учатся выражать себя в игре, в этот момент их никто не оценивает, учатся быть самостоятельными. В будущем именно креативное мышление поможет находить неординарные способы решения различных задач;
  • Учит навыкам общения. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия, выражать эмоции, озвучивать намерения, согласовывать их с другими детьми;
  • Сюжетно-ролевые игры отлично сочетаются с физической активностью. Активные игры, например, «В ковбоев», «Полицию» тренируют умение ловко и координированно перемещаться в пространстве плюс умение концентрировать в моменте свои чувства;
  • Роли в игре помогают проживать то, чего нет в реальной жизни. Бояться драконов, монстров, Бабы-Яги и других злодеев – это нормально. Дети в игре учатся справляться со своими страхами, сопереживать. Дети в игре могут меняться ролями – это развивает гибкость мышления;
  • В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать новые правила. В процессе игры возникает много идей, эти идеи ребенок обсуждает с компаньоном, он заинтересован в партнерстве и поэтому учится принимать решения, где в выигрыше остаются все участники процесса, чтобы продолжать игру. Этот навык очень пригодится во взрослой жизни.

Социальные роли в играх

Социальные роли в игре распределяются в самом начале (муж-жена, мама-сын, дочь-сын). Девочки часто выбирают себе роль домохозяйки или мамы. Здесь уместно приобрести комплект кухонных игрушек, а еще лучше – полноценную детскую кухню, так малышка сможет почувствовать себя настоящей хозяйкой. Вы только представьте сколько счастливых минут проведет ваша дочка, готовя игрушечные бутерброды, кашки или супчики, заваривая травяной чай или запекая пиццу!

Для мальчика оптимальным выбором будут игрушки с мужской направленностью, например, машинки, гараж-парковка для них или набор игрушечных инструментов. Мальчишкам также понравится и детская кухня, где они смогут почувствовать себя настоящими шеф-поварами!


Рисовать мелками


Темы для игр с детьми дома:

  1. Магазин. Можно заранее откладывать пустые упаковки от продуктов, завести продуктовую тележку. Дети оформляют прилавок, продают друг другу товары, осваивая товарно-денежные отношения. Также формируют навыки поведения в общественных местах;
  2. Школа или детский сад. Для игры может потребоваться меловая доска с мелками, ручка и тетрадь, карточки, книги. Поможет выучить цифры и буквы, закрепить полученные ранее знания;
  3. Парикмахерская или салон красоты. Девочки обожают наряжаться и наводить красоту. Подготовьте для игры бусы, заколки, расчески. В роли парикмахера может выступать и мальчик;
  4. Поликлиника. Детям нравится изображать врачей. Игра поможет прожить и принять опыт медицинских процедур;
  5. Дочки-матери. Роль малыша может исполнять игрушка либо сверстник. Ребенок пробует быть ответственным и проявлять заботу;
  6. Музыкальный концерт. Музыкальные инструменты можно сделать из подручных средств – пластиковых бутылок, банок с крупой, крышек от кастрюль, больших металлических мисок и ложек. Также понадобится родительское терпение)))));
  7. День рождения. Подготовка подарков для именинника, поход в гости к имениннику, помощь в сервировке праздничного стола;
  8. Приготовление пищи + чаепитие. Для этой игры отлично подойдёт детская кухня и игрушечная посуда. Из пластилина или песка (если действия происходят на улице) можно создавать разные блюда;
  9. Улица. Поможет закрепить правила поведения на улице, в общественном транспорте. Роли могут быть разные: полицейский, дворник, шофёр, пешеход, пассажир. Можно заранее подготовить и развесить вывески: «магазин», «цирк», «почта», «кафе». Длинный коврик может быть пешеходным переходом;
  10. В лесу. Воспитание любви и бережного отношения к природе, закрепление названий растений, грибов, ягод;
  11. Почта. Закрепление знаний о функционировании почты. Материал для игры – вывеска «Почта», конверты, письма, почтовый ящик, посылки, детские журналы и газеты;
  12. Библиотека. Роли в игре – библиотекарь и читатели. Понадобятся книги и самодельные формуляры, также можно изготовить карманчики для формуляров. Усвоение правил пользования книгой и бережного отношения к ней;
  13. Завод (Автозавод), столярный цех или фабрика. Формирование представления о том, что такое завод и что он может производить. Для игры понадобятся: различные машины – грузовые, легковые, железная дорога, вёдерко, камни, кусочки тканей, трубы – втулки от бумажных полотенец, защитные очки и т.п.;
  14. Ателье. Материалы для игры: детская одежда, зеркало, линейка, карандаши, бумага для выкроек, сантиметровая лента. Игра познакомит детей с работой ателье, из игры узнают для чего оно необходимо;
  15. Космонавты или летчики. Предварительно можно посмотреть небольшой фильм или почитать книгу о космонавтах. Роли: командир экипажа, бортпроводник, диспетчер.

Игра - приготовление еды


Взрослым важно давать время и помогать, если необходимо, в организации пространства для игры; проводить предварительную беседу, читать книги или показать фильм по теме. А также важно наблюдать за игрой, ведь малыш в момент игры может обретать и проявлять новые качества, а также проживать то, за что ему обычно стыдно и неловко в реальной жизни. Это очень полезно для укрепления отношений и привязанности между детьми и их родителями.

Случается, такое, что сын или дочь не играют. Это значит, что окружение не способствует игре – взрослые не поддерживают, запрещают шуметь или разбрасывать игрушки. Возможно, не хватает предметов для разнообразных игр. Задача взрослого обеспечить малыша предметами и игрушками, научить ребенка играть, показать своим примером, как это можно делать. Ведь в игре развивается личность ребёнка. Очень важно, чтобы малыш вдоволь наигрался в детстве. Обеспечив малышу все условия для безграничного полёта фантазии и развития творческого мышления, вы поможете ему вырасти гармоничным и успешным человеком.


Дети играют в кухню

Детская кухня для улицы


Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку